ruen
Новости

NooSoft на секции РЖД МТК: цифровые решения для логистики и международного рынка

На II Международном технологическом конгрессе прошла специальная секция «Лучшие ИТ-решения ОАО „РЖД“ для международного рынка». Виталий Лажинцев, генеральный директор NooSoft, принял участие в дискуссии по приглашению организаторов. Для нашей компании это важный шаг: мы давно работаем с проектами в сфере логистики и сегодня видим новые направления для партнёрства с крупнейшим транспортным холдингом страны.
30 сентября 2025 г.
#Мероприятия

Масштаб цифровизации РЖД

Сегодня в структуре РЖД работает более 700 тысяч сотрудников. Если учитывать семьи и ближайшее окружение, число вовлечённых в экосистему компании достигает несколько миллионов человек. РЖД – не только один из крупнейших работодателей России, но и ведущий драйвер цифровизации.

По объёму обрабатываемых данных РЖД можно смело назвать одним из крупнейших операторов данных в стране: объём корпоративных хранилищ превышает 39 петабайт, а ежегодный прирост составляет ещё около 5 ПБ.

Секция собрала представителей железнодорожных администраций из Индии, Монголии, Беларуси, Армении, Казахстана и других стран. Более 3500 зрителей подключились к трансляции – показатель высокого международного интереса.

Холдинг активно инвестирует в цифровую трансформацию. На секции было представлено 16 ключевых проектов, часть из которых ориентирована не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Среди направлений – управление данными, развитие компьютерного зрения, новые HR-технологии, прогнозирование пассажиропотоков, адаптационные программы для участников СВО.

Ключевые проекты и направления

  1. Сергей Висленев, генеральный директор ООО «ОЦРВ», представил обзор цифровой трансформации РЖД и экспортного портфеля ИТ-решений. Он обозначил ключевые результаты цифровизации за последние годы. Речь шла о том, как РЖД выстраивает экспортный портфель ИТ-решений: от внутренних систем к продуктам, востребованным за рубежом.
  2. Павел Дыкун, коммерческий директор ООО «РЖД-Технологии», подчеркнул, что российские ИТ-разработки востребованы за рубежом. Он отметил интерес партнёров из Индии, Монголии и Казахстана к системам управления перевозками и IT-сервисам. Цифровизация становится новым экспортным направлением России, и РЖД играет здесь роль флагмана.
  3. Екатерина Мартынова (АО «ВНИИЖТ») представила доклад, который был посвящён истории и развитию системы, которая сопровождает пассажирские перевозки уже более полувека.
    В 1972 году появился «Экспресс-1» – первая в СССР система бронирования билетов.
    В 1982–1994 гг. её преемник «Экспресс-2» вышел на международные рынки.
    В 2002 запущен «Экспресс-3», интегрировавший новые ИТ-решения.
    Сегодня готовится новая платформа, которая объединяет управление расписанием, ресурсами и сервисами для пассажиров.
    Система «Экспресс» превратилась в единое цифровое поле перевозок: от расписания поездов и продажи билетов до мобильных приложений, интеллектуальных турникетов и виртуального помощника.
  4. Ирина Долженко (Департамент информатизации РЖД) сделала акцент на работе с большими данными. РЖД управляет колоссальными массивами информации, которые измеряются несколькими десятками петабайт: пассажиропотоки, грузоперевозки, инфраструктура.
    Также она рассказала о проблемах и решениях в сфере работы с данными.
    Проблемы: дублирование информации, разрозненные источники, слабая методология.
    Решения:
    единый глоссарий и репозиторий,
    ● корпоративное хранилище,
    ● BI-инструменты Luxms, Sputnik и др.,
    ● стандартизация процессов и архитектуры,
    ● развитие культуры «data-driven».
    Так формируется экосистема управления данными, обеспечивающая технологический суверенитет и готовность РЖД к работе на уровне крупнейших мировых цифровых корпораций.
  5. Павел Попов (АО «НИИАС») рассказал о внедрении технологий компьютерного зрения, которые позволяют повышать безопасность перевозок и контролировать инфраструктуру в режиме реального времени.
    Он представил систему «TRINETRA» для локомотивов. Она распознаёт препятствия и сигналы на расстоянии до 1100 метров, предупреждает машиниста через дисплей и записывает видео, хранящееся до 15 дней.
    Это дополнительный элемент безопасности, который снижает влияние человеческого фактора и открывает путь к созданию поездов с элементами автономного управления.
  6. Мария Пименова (ООО «Цифровые сервисы») показала, как РЖД меняет кадровые процессы.
    Экосистема HR-Tech объединяет 22 цифровые системы, включая:
    ● электронный кадровый документооборот (280 тыс. участников),
    ● карьерный портал,
    ● систему наставничества и кадрового резерва,
    ● чат-боты и голосовые сервисы,
    ● портал для сотрудников с 70+ услугами – от справок и отпусков до медицинских сервисов.
    Так РЖД строит современную модель работы с персоналом: от найма до профессионального роста.
  7. Алексей Павлов (Департамент корпоративного имущества РЖД) подробно остановился на создании единой сквозной системы “СУПРИМ” для управления имуществом, которая обеспечивает контроль активов по всей сети компании.
    представил систему.
    РЖД владеет уникальными активами:
    ● 92 тыс. зданий,
    ● 271 тыс. сооружений,
    ● 29 тыс. земельных участков,
    ● 84 тыс. вагонов и 2,7 млн единиц оборудования.
    СУПРИМ переводит управление в цифровой формат:
    ● более 200 атрибутов для каждого объекта,
    ● интеграция с Росреестром и внутренними системами,
    ● импортонезависимая архитектура,
    ● переход от «учёта» к интеллектуальной оптимизации активов.
  8. Доклад Максима Фадеева (ООО «ЦЭИ») был посвящён применению ИИ для прогнозирования.
    Система имитационного моделирования анализирует расписания, пассажиропотоки и загрузку станций. Она помогает:
    ● прогнозировать спрос,
    ● строить оптимальные графики движения,
    ● оценивать последствия строительства новых станций,
    ● планировать рост грузоперевозок.

Каждый из этих проектов показывает: РЖД системно строит цифровую инфраструктуру, которая становится моделью для других отраслей.

Взгляд NooSoft

Для NooSoft участие в секции РЖД – это возможность обозначить собственные идеи и решения. Мы давно работаем с проектами в сфере логистики и видим несколько направлений, где можем усилить цифровую трансформацию РЖД:

  • работа с большими данными – аналитика, предотвращение утечек, оптимизация процессов;
  • компьютерное зрение – внедрение и масштабирование решений для логистики и транспорта;
  • интеграция решений на экспорт – адаптация и локализация под зарубежные рынки;
  • цифровые сервисы для сотрудников и семей – развитие HR-технологий, адаптационные программы, вовлекающие экосистемы.

«РЖД – это крупнейший оператор данных и драйвер цифровизации в России. У нас уже есть идеи, как дополнить их проекты: от защиты информации до сервисов для сотрудников и семей. Для NooSoft это стратегическое партнёрство, которое мы готовы развивать», – отметил Виталий Лажинцев, генеральный директор NooSoft.

Мы уверены: именно синергия бизнеса и технологических партнёров позволит масштабировать эти проекты и вывести их на международный уровень.

Секция РЖД на МТК-2025 показала: цифровая трансформация транспортной отрасли выходит на международный уровень. Для NooSoft это ещё одно подтверждение, что мы движемся в правильном направлении вместе с лидером рынка и в диалоге с ключевыми партнёрами.

Контакты

свяжитесь с нами, мы это любим!
Скачать презентацию
Оставьте заявку